Крым 2009.09. День 4. Культурный марафон

17 сентября 2009

Следующий день был строго культурно-асфальтовым. К тому же наши запасы съестного подходили к концу, оттого в планах было закупиться провиантом на базарах Симферополя.

Собрались и выкатились от Кызыл-Коба на ровную асфальтовую дорожку, которая вскорости привела нас к трассе на Симферополь. После ползаний по горам с рюкзаком, прыжков по камняи, диким неуёмным спускам равномерное вкручивание по асфальту было просто сменой ритма — наверно, чтобы Крым не надоел раньше времени. Денис, как заядлый шоссейник, был видимо рад по полной…

Горы

Выход на маршрут
Катимся по мостику
Кизил

Столица Крыма встретила нас жарой, солнцем и рёвом машин. Очень шумный город. После тишины и лесных дорожек голова шла кругом. Мы добрались до базара, Денис остался с велосипедами, которые мы запарковали у автобусной остановки, а я и Avrora ушли на закупки. Долго ли, коротко ль, — и мы уже раскидываем еду по рюкзакам. Кстати, отчего-то на в на Украине непопулярны банки тушёнки меньше чем на полкило.

И вот Симферополь остался позади, и мы летим по асфальтовым горкам вверх-вниз. Направление — Бахчисарай. Культурная программа зовёт посетить ханский дворец. По дороге завхоз в моём лице не удержался от соблазна отведать самсы, и мы встали на получасовой отдых в тени дерева. Расположились за столиком, взяли самсы, дерябнули по бутылке пива — не пьянства ради, но здоровья для. Delin впервые попробовал украинского пива, а ещё — острой самсы с красным перцем. Мне тоже острая самса была в новинку, потому Avrora старательно снимал на видео выражение наших с Денисом лиц.

Остановка на трассе
Пиво, самса... что еще нужно?..
Самса
Украинский алкоголь
Avrora и самса
20090917_6787

Во дворике перед ханским дворцом мы поставили к дереву своих коней, Денис и я отправились на экскурсию, а Avrora остался охранять имущество. За час мы обернулись — и по дворцу прошлись, и закупили сувениров родным.

Бахчисарайский дворец
Инструменты
Коран
Интерьер

И мы покатили дальше — до Успенского мужского монастыря недалеко от Бахчисарая. Монастырь полностью вырублен в скале, кроме лестницы и ворот.

Успенский пещерный монастырь

Наш командор подгонял нас как мог, так как кроме монастыря нас ждал ещё пещерный город Чуфут-Кале и путь до места стоянки. А солнце уже потихоньку скатывалось к горизонту. Наша велогруппа мчала по пешим аллеям, распугивая туристов с сувенирами в руках. Мы поползли в горку по каменистой дорожке, и остановились лишь у одного ларька — купить ароматного крымского чаю. Набрали по несколько пакетов, распихали по рюкзакам и потащились дальше.

На площадке перед Чуфут-Кале снова бросили командора в одиночестве и потопали наверх по вымощенной камнем дороге. Чуфут-Кале мне чрезвычайно понравился, гораздо более ханского дворца и монастыря. Очень интересно и захватывающе! Удивительное ощущение присутствия в ином времени — где каждый камень может рассказать делах давно прошедших веков…

Вид на Чуфут-Кале
20090917_6826
План
Улочками Чуфут-Кале…
Кенасы

С обрыва около мавзолея Джанике-Ханым нашим глазам открылась превосходная, поражающая воображение панорама долины Ашлама-дере.
Мавзолей Джанике-Ханым
Мавзолей Джанике-Ханым, 1437 г.
Ущелье Ашлама-Дере
Delin показывает чудеса ловкости

Мы двинули обратно — на площадку, где нас ждал Avrora и велосипеды. Нам предстояло ещё взобраться с грузом на вершину плато, и потом добираться до места ночлега. Мы взяли ноги в руки и пошли ломить наверх по тропинке, к караимскому кладбищу. По пути нам повстречалась немецкая тургруппа — почти полностью состоявшая из пожилых людей. Они расширенными от удивления глазами смотрели на «этих безумных русских» — как наверно подумали про нас, — которые на ночь глядя тащились в горку с огромными рюкзаками на багажниках велосипедов.

Вот и ворота кладбища. Солнце уже заходит, и лишь прощальные лучи света золотят вершины деревьев над кладбищем. Мы поставили транспорт снаружи и пошли бродить по тропинкам среди могил.

Вход на караимское кладбище

Караимы издревле использовали еврейский язык в своих ритуалах, оттого все надписи на плитах — на иврите. Печальная картина: покосившийся надгробный камень, выщербленный временем, непогодой; и — стебель вьюнка, жизнеутверждающе ползущий вверх по мшистой поверхности…

Могильный камень
На кладбище

Но время торопит, и нам надо спешить. Мы выбрались на плато, пощёлкали закат и покатились по дороге на юг.

Едем до Кыз-Кермена
Ашлама-Дере в сумерках

Небольшой уклон превратился в адреналинный спуск в сумерках. Мы вновь прыгали по камням, лавировали среди булыжников, скрипели тормозами. Плато тянулось дальше и дальше, начали появляться леса и рощицы. Уже начинало темнеть, но всё же ещё было видно дорогу.

Мы ехали среди одинаковых перелесков и полянок, они чередовались словно клетки на шахматной доске. Отчего-то этот «рациональный хоровод» навеял в душе непонятное чувство — почти такое же, как и на Чуфут-кале. Как будто я попал на тысячу-полторы лет назад, если не больше. И что нет ничего, кроме этих перелесков, и вокруг лишь Природа, небо и наползающая со всех сторон темнота. Непонятное чувство тревоги и отрешенности от цивилизации… Я не верю в паранормальные зоны и прочее, но в тот момент мне подумалось, что все подобные разговоры вовсе не лишены основания. К тому же играло свою роль то, что само плато Кыз-кермен, по которому мы ехали, — своеобразный «останец», оно со всех сторон кроме северной окружено крутыми обрывами.

Наконец, мы прибыли на место. Avrora и delin ушли за водой на родник (Кая-Арасын-Чокрагы), я же остался собирать дрова. Ночь стремительно накрывала окрестные леса, и я поспешил развести костёр. Парни возвратились с полными баклажками воды. Вскоре уже готовился ужин, и Avrora рассказывал про тот грот, в котором они набирали воды.

«Тёмный грот в скале. Тишина, и лишь из трещины в стене сочится вода. Она собирается в колодце, и рябь от поверхности хаотичными узорами отражается на сводчатом потолке…»
Вечер на Кыз-кермене был наверно самым запоминающимся. Было не слишком уютно, мы сидели у костра, не торопясь ужинали, беседовали о разных паранормальных штуках… Засиделись далеко за полночь. Ещё Avrora поведал историю о Кыз-кермене и Тепе-кермене — другом останце, который мы видели слева по борту, пока ехали до места стоянки.

На этих двух возвышениях находились феодальные замки — Девичья крепость (Кыз-кермен) и Мужская (Тепе-кермен). Девушка и юноша — владельцы этих замков — находились во вражде, но однажды решили закончить противоборство. По легенде, между Кыз-керменом и Тепе-керменом висел над пропастью мост, и было решено встретиться на середине этого моста и там скрепить договор о дружбе. Так и сделали, но в последний момент девушка припомнила былые обиды, и выхватила меч, и пронзила юношу. Началась битва, охрана юноши заколола девушку, и потом схлестнулись в бою уже стражники обеих сторон.

Неизвестно, был ли на самом деле мост, и была ли вообще эта история… Но подобное запоминается надолго.

Мы доели ужин, допили чудесное инкерманское вино, и стали расходиться по палаткам. Вверху мерцали звёзды, украшение ночного неба над Кыз-керменом — Девичьей крепостью.

Небо над Кыз-Керменом

Пробег за день — 68,0 км; время в пути — 3:59; средняя скорость — 17 км/ч, максимальная — 45,5 км/ч.

2018-03-21 13_02_21-Тропа для горного велосипеда Привільне _ Крым 2009.09 — день 4 _ GPSies

Скачать трек:
Трек в формате gpx Трек в формате kml
Крым 2009.09. День 1, или Повторение пройденного
Крым 2009.09. День 2, или День пяти перевалов
Крым 2009.09. День 3. «Не спуск, а малина!»
Крым 2009.09. День 4. Культурный марафон
Крым 2009.09. День 5. Большой отлом
Крым 2009.09. День 6. Крепость в поднебесье
Крым 2009.09. День 7. Большой каньон и маленькие радости.
Крым 2009.09. День 8. Еврейка и второй подъём
Крым 2009.09. День 9. Пять кругов ада и райский мыс
Крым 2009.09. Дни 10–11. Заслуженный «матрас»
Крым 2009.09. День 12. Прощальный
previous arrow
next arrow
Slider

Отправить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.