Крым 2009.09. День 6. Крепость в поднебесье

19 сентября 2009
Итак, настал шестой день. Его тоже планировалось провести «культурно», то есть изучая местные достопримечательности. План был таков — едем до Мангупа, но не просто, а сделав крюк километров на двадцать (ради утренней разминки) через Большое Садовое, Танковое, Красный Мак, Залесное. Так и порешили. Позавтракали, собрали свой «лагерь кочевников», почти сухую одёжку, нагрузили двухколёсных лошадок и двинули в путь.

Велосипеды
Сушим вещи

И на выходе с места на Felt’e Авроры лопается багажник! Вот ведь незадача, тысяча чертей!.. Хорошо что рядом с местом нашей стоянки была большая свалка. Там мы и нашли подходящий кусок проволоки, и с помощью плоскогубцев и какой-то матери скрутили стойки багажника. Конструкция, между прочим, выдержала до самого завершения похода.

Выкатились на маршрут и резво втопили по асфальту — посёлки мелькали один за одним, словно в калейдоскопе. В посёлке Красный Мак мы купили груш и винограда, и эти дары природы потом долго бурчали у нас в животах.

Заправка углеводами

На горизонте уже виднелась громада Мангупа — высокого плато. Наша группа проехала ещё немного и наконец оказалась у кассы. «Пришвартовали» велосипеды, покидали в рюкзаки воду, еды на перекус, тёплые вещи; фотоаппараты — на шею, и вперёд, покорять подъём. Подъём был хорошим, «разогревающим», но наверх забрались без проблем. Правда, группа разбрелась кто куда, и потом искали друг друга на вершине.

Цветочки
До вершины чуть-чуть…
Delin на краю

Вид сверху

Мангуп — плато-останец, со всех сторон окружённое обрывами высотой до 70 метров. Величественный бастион, природная крепость, скальный остров — тектонические процессы «оторвали» Мангуп от окружающих его горных систем, и такое его строение издревле привлекало к себе людей. Первые следы присутствия человека на плато относятся к четвёртому тысячелетию до нашей эры. В первом тысячелетии до нашей эры на Мангупе обитали тавры, а уже с 3-4 веков нашей эры начался значительный приток населения. В 6–7 веках началось строительство первой линии обороны Мангупа — крепостных стен. Постепеннно с ростом города оборонительные сооружения дополнялись и усиливались. В 14-м столетии в горной части юго-западного Крыма сформировалось княжество Феодоро с центром на Мангупе, и была возведена вторая линия обороны.

В 1475 году в Крым вторглись турки, и лишь Мангуп сумел оказать сопротивление врагу. У турков имелись пушки, осадные орудия и огнестрельное орудие, в то время как у феодоритов — лишь копья и стрелы. За полгода осады турки предприняли пять штурмов города, и только к концу 1475 года им удалось взять Мангуп. Последней пала цитадель на мысе Тешкли-бурун (дословно «дырявый мыс»).

Руины цитадели на мысе Тешкли-Бурун
Avrora отчаянно позирует
Останки древних моллюсков
20090919_7016

Мангуп — сказочно красивое место. Если над Кыз-керменом витает дух неизвестности и давних времён, то Мангуп — столица исчезнувшего княжества, воплощение мощи и неприступности, нечто грандиозное, созданное самой природой. Головокружительные обрывы, развалины стен, остатки построек, пещерные сооружения — всё это причудливо перемешалось, придавая Мангупу своеобразный колорит.

Мы гуляли среди полуобрушившихся стен цитадели, где в далёком 1475-м году отважные защитники крепости сражались с наседавшим врагом; мы залезали в пещеры по краям обрывов, любовались видами, открывавшимися сквозь прорубленные в скале окна; мы бродили по развалинам дворца, где по сей день продолжались раскопки; мы видели и глубокий осадный колодец, из которого осаждённые добывали воду; мы стояли в проёмах мыса Тешкли-бурун — Дырявого мыса, спускались вниз в подземную тюрьму, и стучали по Барабан-коба (Столбу-барабану), полому столбу, который при ударе по нему издавал глухой низкий звук, словно от барабана…

Лечу!..
Готовое жилье
В пещерах Мангупа
Лестницы из камня
Вид на долину

На мысу Тешкли-Бурун
Тешкли-Бурун — дословно «дырявый мыс»
Вид сверху

Тюрьма Мангупа. Барабан-Коба (столб в центре)
Камеры заключенных

Мы вылезли на смотровую площадку около тюрьмы. Внизу был отвесный обрыв, а перед глазами открывался прекрасный вид на балку Капу-дере и мыс Елли-бурун. Вдруг по лесенке в подземную тюрьму спустился паренёк в кепке — с бутылкой пива в одной руке и с мобильником в другой. Окинув полупьяным взором камеры пленников, он увидал нас и после небольшой паузы выдавил из себя ошарашенно-растерянное: «Оооо!.. Альпинисты…», видимо так на него подействовал наш вид — яркие велокуртки, перчатки, на мне к тому же ботинки с шипами… Парень убежал наверх, а мы дружно расхохотались. Альпинисты!.. Он наверно решил, что мы заползли по отвесной стене (ага, с фотоаппаратами в руках).

Я у края

Но вот пришло время прощаться с Мангупом и двигать дальше. Мы спустились вниз в долину, нашли свои велосипеды в целости и сохранности. Собрались, вежливо отклонили предложения кассиров купить им по бутылке пива за «пригляд за великами» и поехали в поисках нужной тропинки, которая вывела б нас к селу Новоульяновка. Позади, словно огромные океанские лайнеры, возвышались неприступные стены Мангупа.

Едем в леса
Мангуп на фоне неба

После получаса плутаний нашли нужное направление и покатили по нему. Огромные рытвины, глубокие колеи — тут наверно проехал бы лишь УАЗик. В одном месте «раскинулось море широко» — нам встретилась большая лужа. Около Новоульяновки нас ждали отменной крутизны и сыпучести спуски, а также сам спуск до села — как обычно, адреналин выплёскивался из ушей.

Уже вечерело, и мы крутили педали на пределе, ведь хотя до конечного пункта — села Соколиного — оставалось совсем немного. В Голубинке закупились провиантом и помчали дальше. По закону подлости у Аврориного Фельта спустило колесо, и это тоже отняло у нас время. В общем, в Соколиное мы ворвались уже в кромешной тьме.

Уже по традиции мы планировали заехать за вином к другу Авроры — Ильдару, но того не было дома (в тот день у татар в селе был важный религиозный праздник, и Ильдар находился на встрече со старейшинами), и нас встретил его сын. Выставил вино на пробу, мы спросили про ночлег — не хотелось по ночи плутать в поисках стоянки, благо что денег с общака должно было хватить на оплату за постой. В результате мы взяли вкуснейшего вина и отправились в соседний дом — к родителям Ильдара. Там с комфортом разместились в гостевой комнате, забацали ужин, и залили всё это дело алкоголем, дабы восполнить силы организма.

В Соколином

Пробег за день — 37,7 км; время в пути — 2:24. Прогулка по Мангупу не засчитывалась в километраж.

2018-03-23 09_42_29-Тропа для горного велосипеда Куйбышевское сельское поселение… _ GPSies

Скачать трек:
Трек в формате gpx Трек в формате kml
Крым 2009.09. День 1, или Повторение пройденного
Крым 2009.09. День 2, или День пяти перевалов
Крым 2009.09. День 3. «Не спуск, а малина!»
Крым 2009.09. День 4. Культурный марафон
Крым 2009.09. День 5. Большой отлом
Крым 2009.09. День 6. Крепость в поднебесье
Крым 2009.09. День 7. Большой каньон и маленькие радости.
Крым 2009.09. День 8. Еврейка и второй подъём
Крым 2009.09. День 9. Пять кругов ада и райский мыс
Крым 2009.09. Дни 10–11. Заслуженный «матрас»
Крым 2009.09. День 12. Прощальный
previous arrow
next arrow
Slider

Отправить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.