Крым 2011.09. День 5. В заповедных краях

16 сентября 2011

На пятый день нас ждал путь по-над границей Крымского природного заповедника. Планировалось почти три дня автономки, потому, поднявшись утром, завхоз (в моем лице) шустро составил список нужного провианта.

Ночевка в Малиновой балке прошла тихо и спокойно, диких зверей и заплутавших туристов не было, посуда и стол остались в полной сохранности.

Утро. Лес
Утро. Бревно

После завтрака мы заседлали коней, навьючили рюкзаки и стали выбираться на дорожку. Чуть отклонились влево от проторенного пути, по которому ехали два года, и — очутились на превосходной лесной двухколейной тропинке, которая живо напомнила мне о родных местах в осенней пойме. Взошедшее солнце пробивалось сквозь густые кроны высоченных буков, наполняя утренний лес дивным светом. Дорожка стремительно уходила вниз некрутым полотном, и мы мчали по ней, упиваясь счастьем скорости, пока не вылетели к Перевальному. А вот и трасса.

И снова спуск, но тут мы не стали сильно гнать: еще предстояла закупка. Нашли какой-то придорожный маркет, и отдали гривны туда, взамен набрали разной провизии, в том числе ароматное домашнее сало, пересыпанное черным перцем и чесноком.

Не забыли и про коньяк, запасы которого истощились в Малиновой балке.

Вновь покатили вниз с Ангарского перевала, но по пути встали перекусить самсой. Уселись на приступке у магазинчика и устроили второй завтрак, ведь путь предстоял нелегкий…

Скатились по асфальту, у поселка Доброе свернули на юг, к селу Краснолесье, и дальше до села Роза, где начинался подъем на хребет Узун-Кран. По пути встретили группу из трех велосипедистов-подростков, они крутили на шоссейных велосипедах по распаляющейся все больше жаре — температура воздуха была градусов тридцать, не меньше. Видимо, подростки были из находящейся неподалеку спортшколы, и для тренировки наматывали метры на колеса. Словно стая ярких стрекоз, они промелькнули навстречу, через пятнадцать минут вернулись, обогнали и исчезли за пригорком.

Мы же продолжили подъем. На горизонте замаячил горный хребет и обступившие его густые леса; дорога пошла вниз, к селу. Мы хотели набрать воды в колодце, но ведра не было, потому пришлось наполнить пятилитровую баклажку в ближайшем дворе. Разлив драгоценную жидкость по флягам, мы покатили в горку.

Поросший лесом склон вышел на прогалину, и пошел по краю горки. Солнце жарило все сильнее, появились насекомые, — но на этот раз не мухи и не мошки, а непонятные шестиногие крылатые твари: они ползали по телу, забирались под одежду, путались в волосах. Досаждали эти летуны еще больше мух, так как раздавить их было сложнее. (Позднее я выяснил, что это была так называемая оленья муха, или оленья кровососка — Lipoptena cervi)

Дорога пошла вдоль заповедника, начали встречаться предупредительные таблички с угрожающими надписями. Встретился и ГАЗ-66 с лесниками, которые выясняли у нас цель путешествия, — на что командор отвечал, что намерений соваться в заповедник у нас нет. Но, миновав кордон Бузинов фонтан, мы скатились вниз по веселым глинисто-песочным спускам, и очутились в заповеднике. Путь наш пролегал мимо горы Мавля и одноименной реки.

На спусках

Avrora улетел первее меня и даже почти упал, развернувшись в заносе при слёте с крутой горки. Вообще, спуски только радовали: тормоза на них верещали так, что мы опасались визита лесников. Но вокруг никого не было, только попалась пара пеших туристов, которые выспрашивали нас про ближайший источник воды.

Докатились мы наконец до границы заповедника. Путь наверх, тягания велика отняло силы, потому я начал чувствовать, что неплохо бы эти силы восполнить. Мы проехали еще немного, и встали на обед-перекус под деревом, на удобном месте со столом и лавочками. Неподалеку находилась братская могила крымских партизан.

Мы пообедали салом, рыбными консервами, хлебом — в общем, подкрепились. И, перебравшись через пересохшее русло реки Альма, продолжили карабкаться наверх, к горе Сараман. Впереди был еще хребет Азапсын-Сырт, а за ним и финиш дня; но при упоминании Азапсын-Сырта Avrora довольно посмеивался и потирал руки
в предвкушении чего-то интересного…

При упоминании хребта Азапсын-Сырт Avrora довольно посмеивался и потирал руки
в предвкушении чего-то интересного
Подъем на Сараман был не столь долгим, сколько изматывающим. «Крылатые тараканы» не давали передышек: стоило встать на полминуты под деревом отдохнуть, как они сразу же налетали с веток и кустов. Но делать нечего, Кемаль ждет. Потому к половине пятого вечера мы таки выбрались на склон горы Сараман. И оттуда открывался ве-ли-ко-леп-ней-ший вид на верхнее плато Чатыр-Дага и гору Эклизи-бурун! Только ради этих видов, ради подобных красот и стoит ходить в походы… Нет слов.

Величественный Чатыр-Даг
Avrora и Чатыр-Даг

Чатыр-Даг

Но время шло. В семь часов заходило солнце, а впереди еще был Азапсын-Сырт. И мы отправились штурмовать и его. Avrora утверждал, что колючие кусты на Спирадах, где мы продирались в сентябре 2009-го, — просто веселый детский смех по сравнению с этим хребтом. И, в общем, так оно и оказалось. Сначала была тропинка в лесу, петляющая среди редких колючек, и мне подумалось: «И это всё?..» Но потом тропа резко ушла по лысому склону наверх, и началось…

Дорожка блуждала — даже нет — тыкалась меж деревьев словно слепой котенок. Столько колючих кустов я в жизни не видал: весь путь по хребту был не больше полутора километров, но прорывались мы через колючки сорок с лишним минут. И не было ничего, кроме злобной решимости — задумали пройти, значит пройдем. Тем более, что Avrora тут ходил год назад, пройду и я.

Панорама с Азапсын-Сырта

Но закончился и этот злосчастный хребет. Ни одного прокола мы, к счастью, не схватили, хоть сами были исцарапаны от души. И на том спасибо. Солнце уже барахталось у горизонта, предвещая скорый закат и тьму. Потому мы надели шлемы и покатили вниз по колдобинам до стоянки Финарос. Силы начали иссякать, и я катился уже не так резво, как в начале дня, и потому стал немного отставать. Но все ж добрался и до памятного столика, где был отворот к реке Марта. Солнце почти село, и в лесу стало смеркаться. Мы включили свои головные фонари и полетели вниз по крутым спускам, запомнившимся мне еще по майскому походу. Обошлось без приключений, только визг тормозов оглашал уснувшие леса; падений и прочих неприятностей не было.

Выкатились на плоскач, и вот он, первый Финарос. У колодца с электроприводом (который я чуть впопыхах не оторвал к чертям, приняв за колодезный трос) набрали воды в пятилитровку, и двинулись до более спокойного второго ставка Финароса. Там шокировали охрану внезапным появлением из тьмы, заплатили требуемую сумму за постой, и встали на том же месте, где становился Avrora год назад. Поставили палатку, раскидали вещи и отправились к озеру помыться. Вода была прохладная (хотя командор даже искупнулся), но освежающая.

За ужином

Ужин, коньяк, ночные фотосъемки…

Ночь и озеро

Тяжелый день был, но и он закончился. А завтрашний обещал быть еще более трудным, и мне даже не верилось, что завтра в это же время я буду ночевать на Кемаль-Эгереке.
Проехали за день 51,7 км, время в пути составило 5:54:47, средняя скорость 8,7 км/ч, максимальная скорость 43,8 км/ч.

Скачать трек:
Трек в формате gpx Трек в формате kml

2018-05-24 11_51_11-Тропа для горного велосипеда Привільне _ Крым 2011.09 — день 5 _ GPSies

Крым 2011.09. День 1. Долгий асфальт и Долина джиннов
Крым 2011.09. День 2. Ворон и Шум моря.
Крым 2011.09. День 3. Мухи и Караби
Крым 2011.09. День 4. Две яйлы
Крым 2011.09. День 5. В заповедных краях
previous arrow
next arrow
Slider

Отправить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.