Грузия 2019.09. День 10. Последний перевал

10 сентября 2019
Задорный пронзительный писк утреннего будильника вырвал меня из мира сновидений. Волнуясь, словно первокурсник перед первым экзаменом, выглядываю наружу. Дождя нет (отлично), но небо хмурое (хм…). Толком даже не завтракаю — чай с галетами, опять суджук. Скорее в путь! Собрался быстро, в 7:28 уже стартовал.

Стартую на Абано

Прохладно, тихо, спокойно. Вокруг леса стоят густейшие — и ни души. Машины потянутся через Абано чуть попозже — а пока можно спокойно колесить и дышать свежайшим горным воздухом. Еду по дороге, местами широкие лужи и обильная грязь — но это всё мелочи. Уклон вверх есть, но не зверский, крутить можно. Я и кручу. До первого перевального каскада 12 км, а дальше пешком, скорее всего. Так что верчу педали и наслаждаюсь видами.

Как-то быстро пролетает Тушетия. Может, не надо было так гнать? Да и не гнал я особо — а глянь-ка, уже на выход пора, в «цивиль», на равнину. Грустно даже.

А вот и первая машина — обогнал меня какой-то грузовичок; водитель рукой машет — «Давай подвезу!». Вежливо отказываюсь: мол, нечестно так будет, на транспорте закидываться. И какой же кайф ехать по такой местности своим ходом — а не на шумной машине, дыша выхлопными газами.

То ли озеро, то ли водохранилище

Ровно через два часа после старта я очутился перед первым перевальным взлётом. Каскад из семи петель. На вид ничего особенного, но попыхтеть точно придётся. Плюс погода ухудшается — вот-вот дождь пойдёт.

Первый перевальный взлёт

Так и случилось: ближе к концу подъёма закрапал — а потом и полил — дождь. Я срочно утеплился флиской, накинул сверху дождевик. Только оделся — а навстречу какой-то байкер летит, а за ним ещё один. Немцы — Крис и Марин. Едут в Тушетию через Пшавели. Между прочим, от Пшавели надо сорок километров «тошнить» вверх по серпантинам, и я прям зауважал ребят — молодцы! Поболтал с ними пять минут, дал несколько леденцов в дорогу.

Еду дальше. Дождь не унимается, к тому же холодает. Меня постоянно обгоняют джипы и микроавтобусы — потянулись из Омало. (Снова предлагали подвезти, и снова я отказался.) Странно только, что лошадей не видать — Тушетия у меня теперь прочно ассоциируется с этими копытными.

Завернул я за горку — и впереди в белёсой пелене дождя с трудом прорисовался второй перевальный каскад. Опоры ЛЭП размеренно шагают куда-то вверх, теряясь в тумане. Абано рядом!

Холодает. Перевал в тумане

Заворожённо гляжу на открывшуюся мне картину: присыпанные снегом высокие горы на фоне коричнево-зелёных пятен растительности. В дымке видна и перевальная седловина. Вот туда-то мне и надо.

Дымка

Сразу становится сыро и неуютно — к дождю добавляются лёгкие снежинки, тихонько спускающиеся с хмурых небес, а от толпящихся вокруг трёхтысячников веет ледяной стужей. Но как же красиво!..
Slider
Бреду в одиночестве по вихляющим петлям дороги. Перевал Абано сам по себе несложный, автомобильный (эти четырёхколёсные так и шастают взад-вперёд! так и шастают!), чем-то напомнил Датвис. Но вот спуск с него должен быть незабываемым — ведь дорога, ведущая с Абано до Пшавели, входит в десятку самых опасных дорог мира (по версии BBC). Серпантин идёт по краю каньона, поэтому виды будут просто сногсшибательные. Но — это в случае хорошей погоды. А надежда на хорошую погоду улетучивается словно семена одуванчиков в бурю…

Снег и дождь

Обернулся назад. Змея серпантина мелькает среди холмов. А я уже головой в снежных облаках.
Зигзаги
Начинают подмерзать пальцы на руках. Но осталось совсем чуть-чуть, полтора витка — и я на перевале, последнем в этом походе.
Очень холодно
Без пятнадцати час выполз на седловину. Сырость, снег и счастье! Подкатился к какой-то постройке, прислонил Бергамонта, перекусил наспех. Наваливается тягучая усталость, но вместе с ней — и чувство морального удовлетворения: все перевалы пройдены, остаётся лишь лихой да жутко адреналиновый спуск в Алазанскую долину!

Будущее кафе, видимо

Стоять долго не выйдет, надо ехать. Фиксирую высоту (2867 м), с ужасом фотографирую лужи и раскисшую дорогу, делаю перевальное селфи (десять дней не брился, ужас), зачехляюсь и — вни-и-и-из!
Я на перевале Абано, 2867 м
Дорога с перевала
Я на перевале Абано, 2867 м
На первых порах очень страшно ехать — а ну улетишь в пропасть?.. Но я вцепился в тормоза как трехлётний ребёнок в новогодний подарок. Впереди по курсу отара овец — их гонят на зиму в долину. Попаслись на горных лугах, и хватит — к лету вернётесь. Протискиваюсь через толпу тушинских кудрявых барашков и качусь дальше.

И опять овцы

Мои мечты о шикарных видах тушинской дороги разбились о реальность. Весь каньон был укутан дождевыми облаками, и изредка через белую мглу просвечивали тёмные отроги соседних гор. Увы, ничего не попишешь — придётся ехать в Тушетию ещё раз довольствоваться тем, что есть.

Все виды были скрыты облаком

Сам же спуск длился аж два с половиной часа, и он был немилосердным — дождь поливал меня сверху, ледяной воздух выдувал последние крохи тепла, окоченевшие пальцы с трудом сжимали тормоза. На этом спуске я пожалел, что не озаботился покупкой непромокаемых штанов и перчаток (хорошо, что дождевик не подвёл и держался отменно). К тому времени, как я выехал на асфальт, я уже конкретно продрог и мечтал лишь о кружке горячего чаю и тарелке хинкали.

Облака, дождь и грязь

И сразу же на асфальте мой Бергамонт пробил заднее колесо об какую-то железяку. Обрадовавшись, что это не произошло на адреналиновом спуске, я не спеша поменял камеру и покатился дальше. Бешеная гонка вниз почти завершилась, высота — жалкие 600 метров. Дождь закончился. Сердце перестало яростно молотить, и даже одежда начала понемногу просыхать. Нарамные бутылочки, герметично закрытые, после сброса 2200 метров немного сплющились от разницы давлений.

На передней линзе объектива наросла ледяная корка — прощальный привет от перевала Абано.

Фотоаппарат замёрз

Я влетел в Лечури и принялся высматривать какие-нибудь придорожные кафе. Не нашёл. Через пару километров спуска въехал в Пшавели. Вот и магазинчик с заветным красным зонтиком и парой столов. Но и там не оказалось ничего путного — это был просто магазин: чаю там не наливали, хинкали не варили. Покупай и ешь, только так.

Ясно, ловить тут нечего. Я повернул на запад в соседнее село Лалискури. По карте за селением был нарисован лесок — там-то я и остановлюсь на ночь. И чаю сделаю, только воды набрать надо. Но тут на глаза мне снова попался красный зонтик у магазина, и я решил попытать счастья. Припарковал коня и спросил насчёт чая и хинкали у хозяйки. «Ну вот, сейчас скажет, что тут не кафе, и что чай не делают, и хинкали не варят», — подумал я и добавил: — А то пока с Абано спускался, продрог как собака.

У магазина в Лалискури

«Заходите, чай я вам налью бесплатно», — вдруг сказала хозяйка. — «Вы замёрзли, вам надо согреться. А вот с хинкали придётся подождать, пока они сварятся.»
Вот это удача! Я стоял в магазине, пил обжигающе горячий чай, беседовал с Тамарой (так звали мою благодетельницу; до развала Союза она жила в Новосибирске, а потом вернулась на родину в Грузию) и думал: всё-таки мир не без добрых людей. Спасибо, Тамара!

Хинкали были огромными, почти с мою ладонь, — и всего по лари за штуку. Я наконец-то наелся и согрелся, от души поблагодарил Тамару и отправился на ночёвку в лес. Нашёл укромное местечко под деревьями, разбил палатку и завалился спать. К вечеру где-то за лесом стали выть волки, но это меня уже ничуть не беспокоило. Горная часть похода успешно завершилась.

Грузия 2019.09 — день 10
Distance: 67.8 km Ascent/descent: +1401 m / -2649 m Ele min/max: 437 m / 2867 m Download GPX
Грузия 2019.09
Зигзаги сентября
Грузия 2019.09. День 1. Скорей бы завтра
Грузия 2019.09. День 2. Крылья и зубы
Грузия 2019.09. День 3. Плюс/минус
Грузия 2019.09. День 4. Между
Грузия 2019.09. День 5. Шуми, река, шуми
Грузия 2019.09. День 6. За синие горы
Грузия 2019.09. День 7. Скажи ветру не дуть
Грузия 2019.09. День 8. Тушетия
Грузия 2019.09. День 9. Сельский
Грузия 2019.09. День 10. Последний перевал
Грузия 2019.09. День 11 и всё.
previous arrow
next arrow
Slider

Отправить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о