Грузия 2019.09. День 11 и всё.

11 сентября 2019
После насыщенной горной части я запланировал трёхсоткилометровую асфальтовую петлю Телави — Тбилиси — Казбеги. Но этот кусок я заложил на крайний случай — ведь я очень, очень не люблю автомобильные дороги. И крутить педали ещё несколько дней среди бесконечной вереницы бензиновых повозок меня не слишком прельщало.
Утро в лесу около Лалискури

Теперь можно не терзать себя ранними подъёмами, поэтому проснулся я аж в восемь часов. Вокруг тишина, и только с деревьев капает — ночью моросил дождик. Волков, что вчера за лесом выли, не слыхать и не видать. Людей тоже нет.

А я в размышлениях — ехать ли мне весь асфальтовый отрезок, или же ограничиться только куском до Телави? Подумал немного и решил: не хочу этого асфальтового ада. До Телави доеду, а вот дальше — нет уж, увольте. Вонь, дым, чад, шум и прочие «прелести» автомобильных дорог не для меня. После гор на асфальт вообще не тянет, кайфа никакого.

Абсолютно никуда не спеша собрал вещи. Ледяная блямба на объективе так и не отмёрзла за ночь, так что снимаю на телефон. Смазал подёрнутую ржавчиной цепь — после вчерашних дождей и снегов она раскряхтелась на всю катушку. Выбрался на асфальт в районе одиннадцати часов и поехал сначала на запад до села Квемо-Алвани, а потом свернул на юг к Телави — плавный подъём вёл меня мимо монастыря Алаверди и виноградников, теснящихся стеной у самой дороги. По пути я купил в ларьке огромную лепёшку, немедленно уничтожил одну половину — а вторую припрятал на обед.

Купил какую-то огромную лепёшку

Телави

Я настолько не торопился, что мимо указателя с надписью თელავი (TELAVI) проехал только в половине второго. Телави оказался красивым уютным городоком с обилием зелени и приятными глазу зданиями. По навигатору я разузнал, где находится рынок, и покатил туда, вертя головой по сторонам. Рядом с рынком — автовокзал, заодно выясню цену трансфера до Казбеги. Ну или до Тбилиси, как вариант.

Стоило притормозить около пешеходного перехода рядом с рынком, как меня стали одолевать таксисты. Завидев меня, они вальяжно — но в то же время быстро и ловко — подгребали ко мне и начинали наперебой предлагать свои услуги. На вопрос «Сколько будет стоить трансфер до Казбеги» они задумчиво жевали губами, прикидывали что-то в уме, после чего с удовольствием произносили цену: «Триста пятьдесят лари!»
Отлично, только эти восемь тысяч рублей я лучше на что-нибудь другое потрачу. Спасибо, не надо.

Зарулил на рынок и набрал там всякой всячины — фрукты, специи, сувениры… В банкомате через дорогу снял (с комиссией!) немного наличных — а то уже ни копейки тетри не осталось. После непродолжительных поисков добрался до автовокзала — но оказалось, что до Казбеги ничего не ходит, есть только маршрутка до Тбилиси. Поэтому я махнул рукой — еду в столицу! в Тифлис! — и выкупил за 40 лари весь задний диван в маршрутке. Распихал барахло по уголкам и сам приткнулся сбоку.

Ну вот и всё. Поход официально завершён, даже грустно стало. Но, подводя краткий итог, я доволен — прошёл всё то, что планировал одолеть ещё в прошлом году. И я сделал это без серьёзных травм и крупных поломок (пробитая камера не в счёт). По технике: велосипед не сломался, горелка не подвела, самонадувающийся коврик не прокололся, походный фильтр фильтровал как надо. Ударная горная десятидневка закончилась именно так, как я и задумывал. И даже излишне скромный пробег в 333 км не огорчал — ведь в горах удовольствие измеряется не километрами, а впечатлениями!

Грузия 2019.09 — общий
Distance: 333.1 km Ascent/descent: +11087 m / -11193 m Ele min/max: 423 m / 3506 m Download GPX
продолжительность
timelapse
0 дней
общий пробег
directions_bike
0 км
грунтовые дороги
gradient
0 %
подъёмы
trending_up
0 м
высшая точка
filter_hdr
0 м
Пешие тропы
directions_walk
0 %
Slider

 

Тбилиси

Маршрутка тащилась до столицы Грузии почти три часа — «спасибо» пробкам и оживлённейшему трафику. Я выгрузился на какой-то площади, под любопытными взорами зевак собрал свой чудо-пепелац и навьючил на него картофельный мешок баул. Откатился на пару сотен метров, встал в «кармане» и быстренько забронировал на букинге первый попавшийся хостел, расположенный где-то недалеко в уютных закоулках Тбилиси. И к тому цена за койку была ничтожная — всего 7 лари.

Главная достопримечательность хостела — чёрно-белый котёнок. Ну и стиральная машинка есть, что тоже немаловажно для человека, пробывшего десять дней в отрыве от цивилизации.

Хостельный кот

Через две улицы — большой супермаркет, где я набрал разных аутентичных товаров.
Соседи по хостелу попались шумноватые — индиец, пакистанец, три китаянки, плюс несколько европейцев. Вся эта компашка до полуночи вертелась на кухне, гремя посудой и громко переговариваясь, — сообща готовили какое-то особенное блюдо. Угомонились поздно.
~
Не догадался остаться в Тбилиси ещё на день, и утром засобирался до Казбеги. Опять до вокзала (на этот раз в районе Дидубе), опять на маршрутку.
Улица
Завтракал грузинской выпечкой, запивая её превосходным персиковым соком.

Булочка

Расплатился с хозяином и поехал до автовокзала. Привычная схема — сорок лари, и весь задний диван твой. Поехали.

Удобно

Маршутка нещадно ревела на крутых витках серпантина, чадя выхлопами — и уверила меня в правильности мысли «Минимизировать асфальт». Вот бы сейчас толкался тут на дороге с машинами.
Казбеги (Степанцминда)
В Казбеги солнечно и тепло. Но на душе лёгкая грусть. Купил оранжевого вина — может, оно чуть сгладит печаль.

Оранжевое вино

В кафе прямо на выезде из посёлка заказал пять хинкали — заправиться перед спуском.
Хинкали в Степанцминде
Вот доем — и на спуск
Съел хинкали и выкатил велосипед на асфальт. Теперь только вниз до границы. До новых встреч, Грузия.
Ну вот и Россия
Таможни и кордоны прошёл быстро, и помчался во Владикавказ. До поезда ещё три часа. Навстречу пролетел какой-то парень на красном шоссейнике. Помахали друг другу и разъехались — а через несколько минут этот велосипедист вернулся и нагнал меня. Познакомились, разговорились. Алексей из Владикавказа, гоняет на своём «Спеше» в удовольствие.

Алексей из Владикавказа

Тут у меня снова пробило заднюю камеру (и снова, как выяснилось, о какой-то кусок проволоки или арматуры). Пока менял колесо, Алексей предложил доехать до города вместе, — видно, что во Владикавказе не сильно развита велотусовка, вот и соскучился человек по общению с единомышленниками. Поэтому я с радостью составил ему компанию.

А когда Алексей узнал, что я ни разу в жизни не пробовал фыдджын (осетинский праздничный пирог с мясом), то было решено ехать в проверенное кафе и пробовать это блюдо там. И хотя до поезда оставалось не сильно много времени, я согласился. Успею.

В кафе
Затащили велики прямо в зал.
Фыдджын — вкуснейшая штука, особенно когда только что из печи и пышет огнём. Двумя вилками подцепляешь верхушку, а там мясо в горячем бульоне. Убийственно сытно и просто. Рекомендую.

Фыдджын

Время начало поджимать, но мы уже расправились с фыдджынами и полетели к вокзалу кратчайшим маршрутом через набережную. Правда, крутить педали было тяжеловато, но я успел. Поблагодарил Алексея за культурную программу, попрощался и принялся паковать барахло.

На вокзале Владикавказа
На вокзале Владикавказа

Одним из первых запульнулся в вагон и растолкал вещи по полкам. Путь домой пролетел быстро, и не в последнюю очередь благодаря соседям по купе — двум тётенькам постбальзаковского возраста, которые слушали мои рассказы о прошедшем походе (сами напросились!). Особенно их поразила технология сушки еды — да так сильно, что они уже в поезде полезли в каталоги и решили, что «завтра тоже себе сушилки купим!».

Выгрузился в Волгограде, заехал за шавермой, и отправился домой своим ходом через плотину.

Шаверма в батоне

~
Ну и в конце, как обычно — краткие итоги, плюсы и минусы.
Плюсы
✅ Прошёл весь запланированный маршрут (перевалы Чаухи, Медвежий крест, Ацунта, Абано).
✅ Забрался выше 3500 метров (да, смешно, но тоже небольшое достижение).
✅ Побывал в Тушетии (пусть впечатление было чуть смазано дождями).
✅ Вся техника отработала отлично, без сбоев.
✅ Обошлось без серьёзных травм, медведи не заломали, волки не загрызли, и на бродах меня не унесло.
✅ Замечательно зарекомендовало себя вакуумирование продуктов. Несколько пакетов разгерметизировались, но в целом всё хорошо.
Минусы
❌ Несмотря на все ухищрения, стартовый вес баула равнялся 28 кг. Это много. Буду думать.
❌ Очень не хватало непромокаемых штанов, носков и перчаток. Это упущение.
❌ Баул «Мираж» продолжает рассыпаться.
Замечания
👉 По-прежнему ходил без «классического» погодозащищённого навигатора. Использовал программу Locus Map на смартфоне, плюс распечатанную карту.
Выводы и впечатления

1С удовольствием побывал в самой труднодоступной части Грузии. Эта страна не перестаёт меня удивлять. Наверно, это пока что самое яркое моё путешествие. Возможно, теперь нужно охватить другие области Грузии — или же расширять географию дальше.

2Опять же, несмотря на какие-то странные политические волнения в июне 2019 года я совершенно спокойно катался по Грузии в одиночку, не испытывая ни малейших затруднений или угроз. Походу могли помешать лишь жестокие стихийные бедствия, но никак не какая-то там политика.

3Поход был нелёгким, но скинул я всего три килограмма и «просушился». Значит, рацион просчитал верно. Впереди — новые рецепты и проба технологий.

4Об «отшвыривании» асфальтовой части не жалею. Как-нибудь в другой раз.

Всё! Всем спасибо, и до новых походов!
Грузия 2019.09
Зигзаги сентября
Грузия 2019.09. День 1. Скорей бы завтра
Грузия 2019.09. День 2. Крылья и зубы
Грузия 2019.09. День 3. Плюс/минус
Грузия 2019.09. День 4. Между
Грузия 2019.09. День 5. Шуми, река, шуми
Грузия 2019.09. День 6. За синие горы
Грузия 2019.09. День 7. Скажи ветру не дуть
Грузия 2019.09. День 8. Тушетия
Грузия 2019.09. День 9. Сельский
Грузия 2019.09. День 10. Последний перевал
Грузия 2019.09. День 11 и всё.
previous arrow
next arrow
Slider
Подписаться
Уведомление о

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments