Грузия 2019.09. День 4. Между

4 сентября 2019
После тяжёлых пеших переходов под баулом у меня с утра обычно только одна мысль: «Как же я устал!». Спина стонет и скрипит, ноги гудят словно деревья в бурю. А велосипед, который весь переход ехал рядом, стоит спокойно в сторонке и отдыхает. Ух, паразит!..

Но на утро четвёртого дня усталость была гораздо меньше, и к тому же я прекрасно выспался. Да и плечи не так сильно ныли от лямок баула, как это бывало прежде, — всё же пешеходный пояс здóрово мне помог вчера. Однако расслабляться рано: в списке дел на сегодня у меня значился второй по счёту перевал — некатегорийный Датвис-Джварисгеле (Медвежий крест) высотой 2676 м. Ну что, по перевалу в день, отлично!

Не пожалел ни чуточку, что вчера дошёл до озёр — всё ж таки виды с утра потрясающие. Бездонное небо красит воду Голубого озера в лазурный цвет — а зелёная трава и ярко-медовые склоны гор с чёрными провалами теней изящно обрамляют всё это великолепие. Никуда не хочется идти, просто сиди и наслаждайся природными красками.

Утро на озере

Солнце близко
С утра, по обыкновению, холодно. На палатке и велосипеде — льдинки и капельки. Начинаю привыкать к ночёвкам на высотах 2500+ — одышки нет, самочувствие хорошее. Чувствую, как расширяются мои лёгкие, вытесняя все остальные органы.

Опять ночью всё замёрзло

Копошусь на стоянке и поглядываю по сторонам. Кроме меня тут ещё одна палатка выше по тропе — больше туристов нет. Ну и ладно.

Стоянка

За кружкой обжигающего чая с чабрецом рассматриваю свой вчерашний путь с перевала. И гордость берёт — не за себя, нет!.. — за тех древних людей, которые первыми протаптывали все эти кривые и опасные тропинки между долинами. Какие же молодцы — делали всё наобум, по наитию, без GPS, палаток и мембранных курток не то что нонешние хлюпики, тьфу.
Мой вчерашний путь
К девяти отправляюсь в путь, а мимоходом заглядываю к Зелёному озеру — оно совсем рядом, только на горку взобраться. Не такое эффектное, как Голубое. Зато на противоположной стороне родник журчит.

Зелёное озеро

Зелёное озеро

Полюбовался неземными красотами и пошёл вниз, к Рошке. Тем более что с перевала начинает наползать густая облачность — лучше не медлить.
С перевала тянет облака, надо валить

Перевесил баул на велосипед — и через пару метров понял, что поспешил. Рельеф резко антивелосипедный: ехать можно, но с трудом, так и норовишь ссадить задний переключатель о камень. Камней много, и лежат они плотно и дружно. Пришлось нехотя спешиваться. А я после вчерашних крутых спусков ноги сильно растёр — взял в поход тесноватую пару обуви.

Про обувь

…Были у меня раньше горные кроссовки Salomon, да подошва лопнула. Как-никак, с 2012 года они прошли десять горных велопоходов плюс бесчисленное количество выездов и ПВД.

Взял снова саломоны такого же размера (UK 10.5, US 11) — а они тесноваты. Приплыли. Так и пошёл в них, менять было некогда — покупал же на ebay, это же надо делать возврат, отправку… А зря. Намучился я в своих ботинках, все ноги сбил.

Вот и вывод:  не берите обувь (особенно для походов!) через интернет,  производитель может чуть изменить колодку или начать «маломерить».

На сбитых ногах я доковылял до Рошки, и сразу же свернул к ручью у дороги. Сунул ноги в студёную воду и сидел так минут десять. Кайф!

Рошка близко

Знакомый поворот. Тут я был год назад, и в прошлый раз я катился вниз. Сегодня же буду крутить наверх. Шатили неизбежно!
Знакомый поворот?
Тбилиси или Шатили?
Время уже два часа, а я без обеда. Встал у оборудованных родников, разложился на столике.

Обед на роднике

А после обеда натыкаюсь на указатель «Шатили 40 км» — и наскакивает неизвестность, приятно щемящая душу. Вот и всё, сравнения с прошлым годом закончились. Что там, за поворотом? Что ждёт меня? Какие приключения?.. Обвалы, медведи, бурные реки? Стаи пастушьих собак, ревущие водопады, подвалы домашнего вина?

Шатили всего в сорока километрах

А вот и первые приключения. Дорогу ремонтируют: разворотили кусок скалы, раздробили на куски и возят грузовиками. «Долго ждать?», спрашиваю. «Минут десять», отвечают рабочие. Что ж, подожду. Пока и поболтать можно с трудящимися. Когда узнали, что я из России, да ещё из Волгоградской области — начали меня бить наперебой рассказывать, кто из них там жил, а кто служил, у кого там родственники и тому подобное. А вы говорите «Не езжай в Грузию». Душевные люди!

Ремонт дороги. Жду

Прокатился ещё с десяток минут, и новый ремонт. Тут всё по-взрослому. Развернулись так, что ни пройти, ни проехать. Наковыряли целый перевал. Рискнул пройти — не пускают, чтоб не задело экскаватором. Жду. Жду! Утренние надежды проскочить Медвежий крест начинают потихоньку растворяться.

Опять ремонт, всё серьёзно

Долго они ковыряли склоны. И вот наконец один из работников, немолодой уже, подошёл ко мне и предложил перевалить через насыпь. «Давай помогу, что стоять будешь?», рукой помахал эдак экскаватору — мол, притормози! — и погнали мы уже вдвоём наверх по склону. Давно бы так! Туго идёт велик, в мягком разрытом грунте ноги утопают, да ещё каменюки кругом огромные. Но подтолкнул тот мужичок мне баул, подсобил немного до вершины, а дальше я сам уже справился. Лишь на прощание помахал ему в знак благодарности.
Перебрался
Хорошо, что помогли добрые люди перевалить через бугор

Час я угрохал на этот ремонтный участок, а то и больше. Досадно! А подъём всё сильнее становится, крутить всё сложнее. И холодать начинает. Я кручу и кручу, и то в карты гляжу, то на небо. А на небе дождик собирается. До перевала всего пара километров осталась, но еду медленно. Да и ясно, что сегодня на перевал соваться нет смысла — вечереет уже, шесть часов. Подыскиваю место для стоянки.

Миновал село Хахмати — оно ниже дороги в долине реки раскинулось. Рядом с селом встать, на речке? Лучше подальше проехать, за поворотом ещё одна речка, там наверняка местечко удобное найдётся. Проехал подальше — а там стройка кипит вовсю, не встать на ночь. Опять верчу педали вверх по дороге.

Дождь закрапал. И, как нарочно, цепь при переключении заклинила между первой звездой кассеты и пластиковым кожухом. Ни туда, ни сюда, чтоб её! Провозился с ней минут пять, потом просто рывком выдернул. Не балуй!

Цепь застряла

Смотрю по карте, где встать. Осталось только одно место за поворотом — ручей (или река) прямо у начала подъёма на перевал. Ну — теперь или пан, или пропал. Заворачиваю за угол. Впереди перевал со снующими по нему легковушками, слева какое-то ущелье, там и речка течёт. Только бы была ровная площадка под палатку — о большем и мечтать не нужно. Не ночевать же у дороги!

Справа начинается дорога на перевал

Встал на повороте и стою, изучаю местность. Распадок, а в нём журчит ручей. Кругом склоны крутые, народу не видать. Коров и овец тоже нет. Под тропкой, что на бугорок взбирается, виден кусочек ровной земли — палатка там точно встанет. Решено, ночую здесь!

Встал на ночь в этом распадке

А дождь всё капает, и даже начинает усиливаться. Я ретиво водружаю палатку, запасаюсь водой, заныриваю в свой домик — и давай ужин готовить. А на ужин у меня харчо. Список ингредиентов я, правда, слегка изменил. Из классического рецепта убрал соус ткемали (заменил томатной пастой), свежую зелень и грецкие орехи. В остальном всё как надо.
Готовить в палатке опасно — можно спалить своё походное жильё, да и угореть есть шанс. Поэтому достаю газовый баллон («запаска» на случай отказа мультитопливной горелки) и приоткрываю створки палатки, чтобы поступал свежий воздух. А снаружи уже шумит дождь, лишь прибавляя уюта.

Томатная паста

Плюс газовой горелки ещё и в том, что пламя можно сделать минимальным (у бензиновой горелки огонь будет на низкой мощности очень нестабильным и с резкими «всплесками»). Очень удобно, когда нужно пятнадцать минут варить суп. Сидишь у тихонько гудящей горелки да и знай себе варево помешивай.

Варится

Харчо вышло на славу. Специй я туда жахнул столько, что во рту всё горело, как у дракона, а на глазах наворачивались слёзы. А вот день не слишком удачно обернулся: потерял много времени на ремонтных участках. Сейчас бы уже за перевалом ночевал. Ну да ладно, куда мне спешить. Всё только начинается!
Проехал всего лишь 26,5 км. Ночёвка на высоте 2150 м.
Грузия 2019.09 — день 4
Distance: 26.5 km Ascent/descent: +752 m / -1226 m Ele min/max: 1462 m / 2629 m Download GPX
Грузия 2019.09
Зигзаги сентября
Грузия 2019.09. День 1. Скорей бы завтра
Грузия 2019.09. День 2. Крылья и зубы
Грузия 2019.09. День 3. Плюс/минус
Грузия 2019.09. День 4. Между
Грузия 2019.09. День 5. Шуми, река, шуми
Грузия 2019.09. День 6. За синие горы
Грузия 2019.09. День 7. Скажи ветру не дуть
Грузия 2019.09. День 8. Тушетия
Грузия 2019.09. День 9. Сельский
Грузия 2019.09. День 10. Последний перевал
Грузия 2019.09. День 11 и всё.
previous arrow
next arrow
Slider
Подписаться
Уведомление о

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments